Главная » Полезная информация » «О проблемах использования и охраны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения».
20.05.2009
19 мая Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы России провел круглый стол на тему: «О проблемах использования и охраны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения».
Накануне и по результатам работы круглого стола, подчеркивая актуальность его проблематики, ряд информационных служб распространили соответствующую информацию, которую мы приводим ниже с нашими комментариями, выделенными курсивом:
По данным Доклада ООН «О состоянии водных ресурсов мира», к 2050 году около 2 млрд. человек в 48 странах мира будут испытывать дефицит в водных ресурсах, а водообеспеченность 46 стран уже ниже критического уровня (1700 м3 на человека в год). Из-за загрязнения водных объектов и отсутствия доступа населения к централизованным системам водоснабжения и канализации ежегодно в мире от кишечных заболеваний умирает 2,2 млн. человек, более 50% больничных мест в мире заняты пациентами, страдающими болезнями, вызванными употреблением некачественной питьевой воды.
В нашей стране ситуация с водообеспеченностью в первом приближении достаточно благополучная. В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако особенностью использования водных запасов на территории страны является их нерациональная эксплуатация, что привело к тотальному загрязнению водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого водоснабжения.
Статистика по качеству питьевой воды почти повсюду в стране неудовлетворительная. Низкое качество питьевой воды связано с высоким уровнем загрязнения водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, недостаточной водоподготовкой, а также вторичным загрязнением воды в процессе транспортировки до конечного потребителя.
Анализ проб воды из водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, показывает, что в среднем около 30% проб по санитарно-химическим и около 25% по микробиологическим показателям опасны для здоровья человека. По данным Росстата в 2007 г. соответствующие цифры составляли 28% по санитарно- химическим показателям и 21% по микробиологическим. Не соответствует санитарным нормам (в среднем по стране) состояние 40,3% открытых водоемов (из которых поступает 67% питьевой воды) и 17,2% подземных. По данным Росстата, полученным от Минздрава России, в 2007 г. по водоемам 1 и 2 категории не соответствовало нормам:
- по санитарно-химическим показателям соответственно 28,3 и 27,5%;
- по микробиологическим показателям - 20,6 и 23,2%.
Согласно данным государственного санитарного надзора за источниками нецентрализованного водобснабжения (колодцы, каптажи родников и др.) в 2007 г. не соответствовало нормам по санитарно-химическим показателям 29,7%, по микробиологическим - 24,0%.
В результате более половины населения страны вынуждены использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормативам; почти треть граждан получает воду от источников водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно - бытовых условий проживания.
Согласно данным последнего опубликованного Государственного доклада о социально-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации за последние годы после водоподготовки количество проб воды в водопроводах несоответствовавших санитарно-гигиеническим нормам, составило:
- по санитарно-химическим показателям - около 17-18%;
- по микробиологическим показателям - 6-7%.
В этой связи, а также с учетом ранееизложенного вызывают определенные вопросы данные о «более половины населения страны, вынужденного использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормативам». Следует учитывать, что по данным Росстата к началу 2008 г. 97% городов и 93% ПГТ имело централизованные водопроводы. Для справки: численность городского населения на начало 2008 г. составляла почти три четверти от общего числа жителей России (73%).
«Цена» экологического неблагополучия составляет 350 тысяч человеческих смертей в год. Это более трети из общего числа ушедших из жизни за год россиян. В материальном отношении ежегодный ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по Российской Федерации оценивается почти в 34 млрд. рублей.
Методика расчета смертности «от экологического неблагополучия» в целом и от загрязнения воды в частности имеет спорный характер. Можно лишь отметить, что общее количество умерших в России по данным Росстата за последние 15 лет составляет более 2 млн. чел в год. Соответственно 350 тыс. смертей составляет от общего количества умерших не более 20%. Справочно, доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм в общей смертности населения страны составляет порядка 15%, от болезней органов пищеварения - около 3%.
При развитии такой тенденции и падающей численности населения уже через 20 лет страна может вплотную столкнуться с проблемой обеспечения национальной безопасности и сохранения территориальной целостности государства. Весьма вероятно снижение коэффициента интеллектуального развития детей по причине физико-химического загрязнения территорий, в котором некачественная вода имеет определяющее значение.
Таким образом, в настоящее время ситуация в области обеспечения населения чистой водой достигла критического уровня и представляет реальную угрозу для развития национальной экономики и общества.
В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций разных регионов РФ. Открыл и вел заседание первый заместитель председателя Комитета Евгений Туголуков.
С развернутым докладом выступил заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Василий Курьянов. Свою точку зрения по обсуждавшейся проблеме высказал член Комитета Александр Ищенко. О проблеме снабжения питьевой водой в Республике Саха (Якутия) рассказала член Комитет по труду и социальной политике Юлия Песковская. На заседании "круглого стола" выступили, в частности, председатель Российского союза водопользователей Николай Михеев и первый заместитель генерального директора по производству ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Анатолий Кинебас.
К основным, требующим срочного решения проблемам, влияющим на качество воды в источниках питьевого водоснабжения, по мнению участников "круглого стола", относятся следующие проблемы: деградация экосистем поверхностных водных объектов, загрязнение водосборных площадей, загрязнение подземных водных объектов, нерациональное водопользование с высоким удельным водопотреблением в населенных пунктах.
Для решения этих проблем необходимо: разработать и внедрить технические регламенты в области безопасности питьевого водоснабжения и водоотведения; установить водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов - источников питьевого водоснабжения; осуществить классификацию диффузных источников загрязнения по степени их негативного влияния на водные объекты; принять меры по охране площадей залегания подземных воды и по ликвидации бесхозных гидрогеологических скважин; активизировать вовлечение в хозяйственный оборот месторождений подземных пресных вод как наиболее защищенного и надежного источника обеспечения питьевой водой высокого качества; установить постоянный контроль за расходом и качеством подаваемой питьевой воды и объемами очистки сточных вод.
Подводя итоги работы круглого стола, в интервью ER.RU председатель комитета Наталья Комарова отметила:
- Сегодня одна из актуальных проблем охраны водных объектов - защита от нелегальной застройки прибрежных полос и водоохранных зон. Несмотря на ограничения природоохранного законодательства, в адрес комитета поступают многочисленные жалобы и обращения из Московской области, Новосибирска, Екатеринбурга, Ставропольского края и др. субъектов по фактам интенсивного, без соблюдения требований законов, освоения прибрежных полос и водоохранных зон водных объектов. Вырубка лесов, незаконная распашка и застройка прибрежных зон приводят к загрязнению водоемов, возникновению оползней, что наносит значительный ущерб экономике и экологии. Необходимо ужесточить контроль за соблюдением законодательства и увеличить штрафные санкции за нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты важное значение имеет внедрение принципов экологического нормирования на основе нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водоемов. По итогам круглого стола мы обратимся в Правительство с просьбой ускорить разработку Схем комплексного использования и охраны водных объектов, Правил использования водохранилищ и соответствующих нормативов.
Кроме того, участники круглого стола предлагают предусмотреть возможность решения в проекте Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года вопроса водообеспечения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации с помощью создания системы аварийного резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
Очевидна необходимость принятия срочных мер по оздоровлению системы водопроводно-канализационного хозяйства путем организации постоянного контроля за расходами и качеством подаваемой питьевой воды конкретным потребителям и объемами очистки сточных вод.
Действенным механизмом регулирования взаимоотношений поставщиков и потребителей воды может стать законодательная защита прав граждан на возмещение ущерба за некачественную воду и перебои в водоснабжении. Все эти меры принесут ожидаемый эффект лишь в комплексе с модернизацией основных «потребителей» воды - промышленных предприятий, внедрением в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения. Актуальной задачей является разработка и внедрение технических регламентов в области безопасности питьевого водоснабжения и водоотведения, экономическое стимулирование применения наилучших существующих технологий в целях сокращения числа химических элементов и снижения концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод.
По итогам работы комитет рекомендует Правительству ускорить разработку и обеспечить принятие в текущем году программы «Чистая вода», предусмотрев при этом средства на ее финансирование в федеральном законе о федеральном бюджете начиная с 2010 года, а также рассмотреть целесообразность создания в России национальной системы сертификации технологий и проектов, обеспечивающих сокращение промышленного и бытового водопотребления, уменьшение количества сбросов промышленных сточных вод в системы канализации и водные объекты.
Источник: НИА-Природа, по информации Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы России, пресс-службы «Единой России», Росстата и Роспотребнадзора
|